МОУ«СОШ №52»
г. Саратов
  • Функциональная грамотность

    Федеральные документы

    Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года №204 «О нац...я Российской Федерации на период до 2024 года»

    Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. №-219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО.

    Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"

    Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021-№04-238 Об-электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной-грамотности

    Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 г. № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»

    ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ от 12 сентября "О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»

    Региональные документы

    Приказ об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области на 2023/2024учебный год

    Приказ МО СО №1195 от 16.07.2021 г. «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования»

    Муниципальные докуметы

    Приказ председателя комитета по образованию от 18.10.2023 №719 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций муниципального образования «Город Саратов» на 2023/2024 учебный год»

    Приказ председателя комитета по образованию от 27.12.2023 №906 «Об организации проведения мониторинга качества подготовки обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений муниципального образования «Город Саратов» в форме всероссийских проверочных работ в 2024 году»

    Школьные документы

    План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МОУ «СОШ № 52» на 2023/2024 учебный год

    Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

    Функциональная грамотность обучающегося – это способность использовать знания, умения, способы и методы в действии при решении широкого круга жизненных ситуаций и обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих  на те, где эти знания, умения, способы приобретались.
    В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая  грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

    Виды функциональной грамотности.
    Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    Естественнонаучная грамотность. ​Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.

    Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

    Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

    Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

    Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем​.

    Зачем формировать функциональную грамотность в школе
    В школе проводятся мероприятия по развитию функциональной грамотности, чтобы выполнить государственные задачи и требования ФГОС НОО, ООО и СОО.
    Приоритетной целью государственной образовательной политики стало вхождение России в десятку лидеров стран по качеству общего образования. Для этого необходимо, чтобы российские школьники показывали высокие результаты в международных исследованиях по оценке качества образования. В таких исследованиях большую ценность имеет сформированность функциональной грамотности учеников.
    Примером международной оценки функциональной грамотности учащихся 15-летнего возраста является PISA – международная программа по оценке образовательных достижений (Programme for International Student Assessment). Оценку проводит Организация экономического сотрудничества и развития (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development). Главный вопрос, на который отвечает исследование: обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, которые необходимы для полноценного функционирования в современном обществе – для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
    Новые ФГОС НОО и ООО предусматривают, что школа создаёт условия, которые позволят сформировать функциональную грамотность учащихся – способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных и метапредметных (универсальных) способов деятельности. Это создаст основу дальнейшего успешного образования и ориентации подростка в мире профессий (п. 34.2 ФГОС НОО, п. 35.2 ФГОС ООО).
    ФГОС СОО включает функциональную грамотность для решения практических задач в предметные результаты по химии, физике и биологии (п. 9.6 ФГОС СОО).
    Для школьников функциональная грамотность полезна тем, что позволяет использовать школьные знания в повседневной жизни. Для этого задания на уроке надо «оформлять» в жизненные ситуации. Поскольку нет отдельного предмета «функциональная грамотность», любой предмет, курс, модуль – это ресурс для развития навыков и умений учащегося, которые пригодятся ему в дальнейшей взрослой жизни.

    Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности учеников 5–9-х классов с использованием открытого банка заданий

    Читательская грамота 5-9 класс

    Естественно-научная грамотность 5-9 класс

    Финансовая грамотность 5-9 класс

    Глобальные компетенции 5-9 класс

    Креативное мышление 5-9 класс

    Математическая грамотность 5-9 класс

    Демонстрационные материалы - Институт стратегии развития образования

    Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

    Инструктивные материалы по работе на платформе РЭШ

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie